Противоизносные препараты,
смазочные материалы, автохимия и
автокосметика, тосолы и антифризы.
Телефон бесплатной горячей линии
8-800-333-777-8
г. Екатеринбург, ул. Амундсена, 105.
Интернет-магазин
Каталог продукции

Технология

Прекращение износа двигателя – реальность или миф?

Как только вы заводите двигатель своего автомобиля, немедленно начинают свою разрушительную работу силы трения, которые возникают между контактирующими (сопряженными) деталями. Начинается износ этих деталей.

За многие годы существования машин и механизмов человечество придумало замечательный способ колоссально снизить этот износ, поместив между трущимися деталями третье тело – смазку. В этом случае детали трутся не друг об друга, а о смазку и износ существенно уменьшается. Огромные усилия разработчиков смазок направлены на то, чтобы сделать «третье тело» как можно совершеннее. То есть сделать смазку такой, чтобы разделяющая трущиеся поверхности пленка была прочной при разных режимах работы, сохраняла свои свойства в широких температурных интервалах, как можно больше снижала трение, обладала моющими свойствами отводила выделяющееся при трении тепло, защищала детали от коррозии и многое другое. Чем большим количеством полезных свойств обладает смазка, тем она качественнее. И это замечательно!

Есть только одно НО! Прекратить износ смазка не может! Как нельзя остановить старение человека, так нельзя остановить старение двигателя, да и всего, что создано природой и человеком.

Однако, может быть, можно использовать процесс износа во благо? Ну, например, вернув частицы износа обратно на поверхность трения, да еще с новыми свойствами? Оказывается можно! В этом и состоит технология безразборного восстановления двигателя, которая носит название РиМЕТ. Слово расшифровывается как Реметаллизант института МЕТаллургии, потому как придуман он был впервые уральскими учеными в конце прошлого века именно в этом самом институте, который входит в состав Уральского отделения Академии наук в Екатеринбурге.

Технология получения металлических порошков

Чтобы понять суть разработанной технологии, имеет смысл вспомнить о кипящей кастрюле. Все мы видели, что, если закрыть кипящую кастрюлю холодной крышкой, на ней немедленно появляются капельки влаги – конденсат. Говоря научным языком, происходит образование тумана в воздушной атмосфере. Это широко известное природное явление было воспроизведено на металлах, то есть в искусственных условиях был создан управляемый процесс получения металлических порошков. Условия испарения и конденсации металла были подобраны таким образом, чтобы частички, получаемые из пара, не слипались между собой, а были маленькими шариками, размером не больше 3 микрон (1 микрон – тысячная доля миллиметра). «Кастрюля», в которой кипит металл, называется испаритель. Если в определенных соотношениях загрузить в него медь и олово, то на стенках камеры конденсации получим ультрадисперсные, а при некоторых условиях, и нанодисперсные частицы сплава мель-олово. Эти-то специально сконструированные порошки и являются основой препаратов РиМЕТ.

Следующий шаг – доставить эти порошки к трущимся деталям. Чтобы это сделать, частицы порошка обрабатывают специальными поверхностно-активными веществами (ПАВами), которые защищают их от взаимодействия с маслом, введенными в него присадками и друг с другом. Теперь масло не только смазывающая среда, но и транспортный агент, доставляющий частицы порошка в зоны трения.

Теория безизносности в действии

В зонах трения под действием нагрузки и высоких температур поверхностный слой металлов измельчается с образованием фрагментированной (измельченной) структуры (факт, неоднократно

подтвержденный исследованиями на различных материалах и в разных условиях трения). Размеры фрагментов поверхностного слоя зависят от материалов и условий трения и находятся в диапазоне от 3нм до 0,3-0,7 мкм. Частички медь-оловянного сплава, достигая поверхностей трения, немедленно вмешиваются в процесс фрагментации. Благодаря своему малому размеру и, как следствие, высокой поверхностной энергии, они легко взаимодействуют с трущимися поверхностями, где под действием механохимических процессов высвобождают ультрадисперсную чрезвычайно активную медь, которая самопроизвольно встраивается в мельчайшие дефекты поверхности, которые появились в результате износа, и образуют активные центры зарождения и роста неких структур в виде микропокрытий.

На поверхности образуется защитный слой, обладающий одновременно высокой твердостью и пластичностью. Его толщина зависит от степени износа детали. В образовании такого слоя не малую роль играют и микрочастицы износа. Их «омеднение» приводит к тому, что они не уходят полностью из зоны трения, но могут снова «прилипать» к поверхности. В зоне трения самоорганизуется циклический процесс “износ-восстановление”. Процесс формирования покрытия можно представить себе как "припаивание" отслоившихся частиц деталей припоем, роль которого выполняют частицы "РиМЕТа.

Эксперименты показали, что образовавшееся микропокрытия являются нанокристаллическими и их свойства существенно отличаются от исходного материала поверхности, в частности, они сочетают в себе одновременно твердость и пластичность.

Этот вновь образованный слой восстанавливает дефекты поверхности (компенсирует износ) и, благодаря своим уникальным свойствам, уменьшает его при дальнейшей эксплуатации.

Процесс происходит тем эффективнее, чем легче из сплава высвобождается активная медь. А это связано с химической устойчивостью сплава, чем менее он устойчив, тем быстрее распадается. Экспериментально было обнаружено, что тройные сплавы медь-олово-сурьма (Cu-Sn-Sb) менее устойчивы, чем двойные (Cu-Sn), а сплав медь-олово-индий (Cu-Sn-In) обладает еще и дополнительными смазывающими свойствами. Существенно ускоряют процесс восстановления и частицы, размеры которых меньше 0,1 мкм, наночастицы, хотя получение их значительно сложнее и затратнее. Тем не менее, в линейке РиМЕТов за более чем 20-тилетний срок их существования, появились препараты и 2-ого (тройные сплавы), и 3-его (наночастицы), и 4-ого (сплавы с индием) поколения.

Все эти препараты позволяют реализовать на практике принцип повышения ресурса эксплуатации пар трения – непрерывное модифицирование на микроуровне поверхности основного материала трения во время работы.

Преимущества реметаллизантов РиМЕТ

Нужно заметить, что свойство ультрамелких частиц встраиваться в дефекты поверхности и восстанавливать её геометрию, используется несколькими разработчиками противоизносных препаратов. Не останавливаясь подробно на достоинствах и недостатках этих составов, считаем необходимым подчеркнуть неоспоримые достоинства препаратов РиМЕТ: легко взмучиваются и долго находятся во взвешенном состоянии в масле, легко проходят через масляный фильтр, не забивают масляные каналы и канавки поршней, не вредят катализатору дожигания выхлопных газов, не образуют нагар в камере сгорания; покрытие не отслаивается, выдерживает большие динамические нагрузки, не боится перегрева и не препятствует отводу тепла от нагретых поверхностей, не подвержено химическому износу.

Металлонаполненные смазки

Если порошки медных сплавов, являющиеся основой РиМЕТа, постоянно подаются циркулирующим маслом в зоны трения, то пластичные смазки закладываются надолго, иногда и на весь срок службы узла трения. Поэтому механизм действия металлоплакирования иной, да и сам металл в этом случае используется другой, а именно, порошок цинка (Zn), который также как медные сплавы, получается путем испарения-конденсации металлического пара.

Цинкнаполненная противоизносные пластичные смазки РиМЕТ получены путем тщательного диспергирования высокодисперсного порошка цинка или его сплава в широко известной консистентной смазке Литол-24. Присутствующий в смазках металлический цинк в процессе трения, благодаря высокому сродству к стали, осаждается на стальных поверхностях и образует на них тонкий слой (оцинкование поверхности). Образующийся слой, будучи ультрадисперсным, обладает необычными свойствами, отличными от свойств массивного сплава цинка. Несмотря на малую толщину слоя, пластическая деформация преимущественно реализуется именно в нем, благодаря чему металлонаполненная смазка выдерживает более высокие по сравнению с основой нагрузки - деформации металла под нагрузкой уменьшаются на порядок, микротвердость её поверхностного слоя увеличивается, и износ пары трения значительно уменьшается.

Мы обнаружили, что нагрузка задира при смазывании смазками РиМЕТ возрастает по сравнению с Литолом 24 до 6 раз, коэффициент трения снижается в два раза, износ уменьшается в 4 раза. Немаловажно, что средняя работоспособность смазок РиМЕТ намного выше, чем у Литол-24.

Образующийся металлический слой цинка осуществляет электрохимическую (протекторную) защиту стали узлов трения от коррозии.

Совершенствование металлоплакирующих цинксодержащих смазок идет путем совершенствования качества порошков по фракционному составу и подбору современных пакетов присадок, улучшающих трибологические характеристики смазки. На сегодняшний день смазки ВМП по этим параметрам существенно лучше отечественных аналогов и практически не уступают многим импортным аналогам.

18.08.2017
Компания «ВМП» примет участие в выставке ИНТЕРАВТО-2017
Приглашаем посетить наш стенд на выставке "ИНТЕРАВТО-2017"
05.05.2017
С Днем Великой Победы!
С праздником Вас, дорогие посетители нашего сайта - с Днем Великой Победы! Низкий поклон и вечная память нашим героям!
06.03.2017
С 8 МАРТА!
Милые, красивые, очаровательные женщины – с праздником Вас!